КАЛЕНДАРИ
справочные материалы

Начало :: Библиотека :: Справочник :: Ссылки
>Священник Василий Приходько. "…В лето от Рождества Христова"

На протяжении всей истории человеческой культуры сложилось множество систем летоисчислений, которые невозможно даже перечислить. В одной лишь Индии существовало более двадцати календарных эр. Одна из них - буддийская, по которой счет лет ведется от смерти Будды - основателя буддийской религии, причем даты его смерти указывались по-разному: от 2422 до 543 г. до н.э. Ко времени распространения христианства наиболее известными были следующие летоисчисления: римское (от основания Рима), греческое (по числу прошедших олимпиад), египетское (по династиям царей - вавилоно-ассирийских, персидских, греческих, а затем и римских императоров), еврейское (от исхода из Египта).

Будучи вполне удобными для отдельных древних историков, рассматривающих события лишь по отношению к истории их собственных государств, они не устраивали христиан, рассматривающих исторические события под универсальным углом зрения Церкви, для которой не существовало границ и территориальных пределов временных властителей той или другой нации. Поэтому уже в первые века Церкви некоторые христианские писатели и историки стремятся разработать свою систему летоисчисления, "перебросив хронологический мост от описанных в Библии событий к тем, которые происходили на их глазах"(2, 223).

При этом они исходили из таинственного понимания соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения: "Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1 Кор. 15, 47). Первый человек - Адам - был создан в середине 6-го дня творения (Быт. 27). Второй Адам - Христос - по таинственному созерцанию Древней Церкви, во всем был подобен первому Адаму (кроме греха) и пришел на землю в середине 6-го тысячелетия, то есть около 5500 лет от Сотворения мира, "ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний" (Пс. 89, 5), и еще: "...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8). Аналогично праздник Богоявления, который в I-III вв. охватывал события не только Крещения Господа, но и Его Рождества, было установлено праздновать 6-го числа первого месяца года.

Ориентируясь на число 5500, многочисленные толкователи начали подсчеты числа поколений по Библии, надеясь через снесение, сличение и совокупление хронологических текстов книг Священного Писания точнее определить число лет от Сотворения мира.

Однако при видимой простоте летоисчисление это несовершенно, ибо генеалогия не является хронологией. Счет лет жизни патриархов значительно разнится в трех наиболее древних и авторитетных текстах библейской летописи - еврейском, арамейском и греческом. "Одни объясняют эту разницу из случайных ошибок переписчиков; другие в отступлениях арамейского текста видят последовательное стремление к уменьшению невероятной будто бы долговечности патриархов, а в отступлениях греческого текста от еврейского видят стремление переводчиков ("семидесяти толковников") подвести библейское летоисчисление под формы египетского; иные, наконец, в уменьшенных показаниях еврейского текста видят преднамеренное искажение его иудеями, желавшими этим доказать, что еще "не пришло исполнение времен", которое по древнему пророчеству должно было совершиться на шестой тысяче лет от Сотворения мира" (3,169-170).

Более того, нет твердых данных не только в отдельных цифрах лет жизни патриархов, но и в самих родословных: слово "родил", например, употребляется в Библии не в строгом смысле сыновства, но в смысле вообще потомства, а слово "сын" часто прилагается к отдаленным потомкам. Так, Лаван в книге Бытия (29, 5) называется сыном Нахоровым, хотя в действительности он был ему внуком через Вафуила (Быт. 24, 15, 29); Шевуил (Пар. 26, 24) называется сыном Гирсона, сына Моисеева, хотя жил через несколько столетий после него; Христос называется Сыном Давидовым (Лк. 20, 41) и т.д.

"Исследовав принципы построения генеалогий в древней восточной литературе, ученые пришли к выводу: генеалогия имеет целью доказать принадлежность индивидуума к определенному роду, так как от этого зависели известные права индивидуума; в генеалогии, устной или письменной, опускались промежуточные звенья для краткости и удобства и для создания символических чисел (ср. Мф. 1, 17 - трижды по четырнадцать: 3х7х2); слова "родил" и "сын" в генеалогии часто означают преемство родовое и отсюда - юридическое, а не только первую степень родства" (4, 213).

"Цифры отчасти искажены переписчиками; кроме того, путаницу создает особая манера счета лет царствования, когда год, в который умер один царь и начал править другой, считается дважды - в числе лет царствования и первого и второго. Это объясняется тем, что по еврейскому представлению меры времени нераздельны. Если 12 месяцев, или даже меньше, выходили за пределы календарного года (т.е. истекали после начала нового года), то они считались не за один год, а за два. Поэтому продолжительность голода, бывшего во время Илии (3 Цар. 17), определялась в три года, когда как на самом деле он длился 12 или 20 месяцев" (4, 214).

Досужие люди находились в любое время. Одни из них годами вычисляли число "пи" с огромным числом знаков (в наше время автоматика делает это за секунды), другие - дату конца света, хотя последнее категорически запрещалось Церковью. Точно так же нашлись хронологи, которые построили до 200 систем летоисчислений от Сотворения мира, по которым этот промежуток времени до Рождества Христова насчитывает от 3483 до 6984 лет (2, 236). Поскольку хронология, как не имеющая прямого отношения к началам веры и нравственности, есть предмет второстепенный в Библии и точное определение ее не входило в задачу бытописателя, они одинаковы по своей исторической недостоверности, их подсчеты не представляют ни богословской, ни научной ценности.

Наш великий ученый М.В. Ломоносов писал: "Кому кажется, что длительность времени и множество веков, требуемых на обращение дел и произведение вещей в природе, противоречит принятому у нас церковному исчислению, тот должен понять, что это не узаконение, утвержденное соборами... что оно различно принимается нашими христианскими хронологами: например, Феофил, епископ Антиохийский, полагает от Адама до Христа 5515 лет, Августин - 5351, Иероним - 3941" (5).

Начиная с VI в. в Византии используется эра от Сотворения мира с эпохой 1 марта 5508 г. до Р.Х. (константинопольская, или древнерусская, эра). Данная эра лучше согласована с Библией: 1 марта 1 г. в ней приходится на пятницу, когда был сотворен Адам.

Другим ее внешним преимуществом также было соответствие с принятыми в Византии государственными сроками отчетов по налогообложению. К концу IX в. эта эра, очевидно, была уже господствующей в Византии и перешла вместе с христианской культурой на Русь.

"Вокруг цифры 5508 велось много споров и писалось много комментариев; но самой этой цифры, этого исчисления не существует в тексте Библии, ни в Ветхом Завете, ни в Новом. Более того: она никогда не была утверждена, одобрена или директирована какой-либо церковной властью или каким-либо Вселенским Собором, которому принадлежало исключительное право утверждать истинные вероучения... поэтому все дискуссии вокруг нее, все атаки и вся критика, направленные через ее посредство против Божественного Откровения и истин Писания - беспредметны" (1, 76).

"Католическая церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии, но после Тридентского собора (1545) перешла на "короткую" хронологическую шкалу латинского перевода Библии (4713 или 4000 лет)" (2, 236, 238).

Необходимо отметить, что сам факт летоисчисления от Сотворения мира заключает в себе ту мысль о мире, что он когда-то вовсе не существовал и что только тот момент, в какой он получил от Творца свое бытие, стал для него началом времени.

При совершении Тайной Вечери Христос обратился к Отцу со словами: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17, 5) - и ясно показал, что мир стал существовать только с определенного времени.

Несмотря на весьма ясное учение Откровения о начальности миротворения, уже древние отцы и учители Церкви имели необходимость защищать и пояснять, эту истину. Они часто встречались с противоположными ей то языческими и гностическими, то возникавшими между самими христианскими мыслителями разными ложными мнениями. Причем кроме мысли о мире, что он всецело или по материи своей сам по себе вечен, были и мысли, что Бог создал его от вечности, чем поставляли Бога в зависимость от мира. Поэтому сам факт летоисчисления от Сотворения мира служил противодействием еретикам, хотя библейская хронология имела лишь приблизительное значение.

В частности, ничего не говорится о том, сколько времени предшествовало сотворению Адама, кроме символических библейских дней - "иомов" - периодов, которыми могут быть и миллионы лет. В этом смысле нам понятен недоуменный вопрос героя известного произведения советской классики: "Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем - пять тысяч?" (7).

"Допуская некоторые предположения о возможности опущения тех или иных поколений в лестнице исторической жизни человечества, мы этим самым отнюдь не ниспровергаем того несомненного факта, что жизнь человеческого рода на Земле имеет сравнительно весьма ограниченную древность..." (3,172).

Об этом же говорит и современное естествознание.

"Представим себе для уяснения 3,35 млрд. лет образования Земли одними сутками, и получим, что первые признаки жизни на Земле появились около 12 ч дня. Конец археозойской эры наступил в 16 ч 48 мин, палеозойской - в 21 ч 36 мин, мезозойской - в 23 ч 16 мин 48 сек. До 23 ч 59 мин 17 сек продолжался третичный период. Человек появился только за 4 сек до полуночи, а исследуемое историей время (последние 6-7 тысяч лет) длилось всего лишь 1/4 секунды" (6).

Богословие есть наука о духовном мире и свои суждения о внешнем мире высказывала неохотно, предоставляя, по слову святителя Василия Великого, языческим мудрецам опровергать друг друга. Расшифрованные клинописные памятники Ассирии и Вавилонии подтвердили многие библейские имена и даты, встречающиеся в книгах Царств, Паралипоменон, Ездры и Неемии, а археологические раскопки ханаанских городов подтверждают правдивость библейских повествований. И чем больше расширяется человеческое знание о мире, тем далее отодвигаются необъятные просторы для нового познания.

Исследователю библейской истории при этом необходимо учитывать также особенности библейской хронологии.

В то время как на Востоке из разнообразных систем летоисчислений вошли в общее употребление только так называемые от Сотворения мира, на Западе уже с VI в. распространилась постепенно эра от Рождества Христова, вычисленная с рядом допущений аббатом Дионисием Малым, скифом по происхождению. Изучение исторических памятников с более высокими научными требованиями и с привлечением большего количества материалов, в том числе и астрономических, позднее показало условность расчетов Дионисия. В частности, получалось, что царь Ирод, избивший вифлеемских младенцев в поисках родившегося Христа, умер за 3 года до н.э. Восточная Церковь избегала пользоваться "эрой от Рождества Христова", так как споры о самой дате Рождения Христа, "распятого за нас при Понтийстем Пилате", продолжались в Константинополе до XIV в. (2, 250).

Тем не менее эта система летоисчисления от Рождества Христова, или, другими словами, нашей (то есть христианской) эры была введена и в России указом Петра I, повелевшего начать с 1 января 1700 г. новый год и "новый столетний век".

Поскольку границей между 1 г. до н.э. и 1 г. н.э. является "мгновение", разделяющее 31 декабря 1 г. до н.э. и 1 января н.э. ("нулевой" год отсутствует), то новое столетие должно было начаться годом позже - в 1701 г.

Ошибку Петра I в счете столетий повторил император Павел I, объявив 1 января 1800 г. днем "нового столетия". Как и при Петре I, решено было начать новый век торжественным богослужением во всех церквах столицы и обычное новогоднее молебствие совершить в первые же минуты нового года.

Следующее, XX столетие официально началось через 101 год, в полночь на 1 января 1901 г. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви в это время были открыты для встречи нового года, но митрополит Палладий предоставил этот вопрос усмотрению настоятелей церквей, тем более что в этот день Церковь отмечает великий праздник Обрезания Господня, а также святителя Василия Великого и везде служатся вечером накануне и утром в самый день Праздника торжественные службы.

В наши дни некоторые, особенно из недавно пришедших в лоно Церкви, ропщут, что гражданский Новый год приходится на Рождественский пост, а хотелось бы повеселиться в новогоднюю ночь...

Но даже на Западе новогодний праздник - прежде всего семейный, и в кругу семьи при нормальных взаимоотношениях без проблем можно договориться, как лучше провести новогодний вечер даже в посту (кстати, строгий пост по церковным правилам наступает со 2 января).

Не стоит особенно сокрушаться по поводу несовершенства календаря и хронологии, так же как, например, не нужно принимать на себя и пытаться немедленно решить все социальные беды человечества.

Как тут не вспомнить слова апостола Павла из Послания к Римлянам: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13,13-14). "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17).

Литература
1. Свящ. Петре Г.Савина. Библейская хронология: Библиография журнала Богословских институтов Румынской Патриархии// ЖМП. 1961. № 10. С. 76-77.
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985.
3. Лопухин А.П. Библейская история. Т. I. СПб., 1913.
4. Карманов Е.А, Гальбьяти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии// Богословские труды. Сб. 2. М., 1961. С. 209-216.
5. М.В.Ломоносов. Прибавление второе к металлургии // Прибавления к изданию творений святых отцов. В кн.: Г. Воскресенский. Ломоносов и Московская славяно-греко-латинская академия. 1891. Ч. 47. С. 312.
6. Schlag nach Natur. Leipzig. 1950. S.376.
7. Н.А. Островский. Как закалялась сталь.

Православная беседа 2000, № 1


Copyright © 2002, Андрей Лебедев
Mail: akaka@far.ru